ВЛАДИМИР ГУСЕВ
Композитор,
член Союза композиторов СССР, член Союза композиторов России.
Доцент, декан теоретико-композиторского факультета,
заведующий кафедрой композиции
Киргизской Национальной Консерватории.
Ответственный Секретарь Союза Композиторов Киргизской Республики


Кольцо времени... Я вспоминаю знаменитый диамат (кто не помнит - диалектический материализм). Нам казалось, что вбиваемые в наши головы истины, изначально имеют преходящее значение, но оказалось что истина, как и время, бесконечна, и в чем-то диамат и истмат, наверное, были правы - все в мире развивается по спирали, кольцо замыкается, и опять кольцо...
В последние годы (5-10 лет), русские литераторы, в очередной раз на переломе, доказали, что истина, художественная правда - это то, что не зависит от времени создания произведения, от политической ситуации, и, тем паче, сегодняшней моды. Когда появился "Альтист Данилов" В. Орлова, футурологические повести А. Кабакова, стало ясно, что связь времен не разорвана, что русская литература не только продолжает традиции великих предшественников, но и развивает их. Конечно, прилавки книжные завалены не такой литературой, а, к сожалению, другой "литературой", но к счастью мы знаем - у нас есть выбор... И как-то прошли многие сочинения стороной, вызвав недолгий восторг, и как-то утратился сразу интерес к бойким повестям наших знаменитых (и не очень) иммигрантов, и немногое из написанного осталось в поле интереса.
Если бы меня попросили охарактеризовать роман "Кольцо Времени" одним словом, я бы сказал - умный. И дело не только в том, что роман написан спокойным, хорошим русским языком, без лишней эффектности, и, без ставших привычными, матов - якобы обогащающих живую речь. Мир этого произведения многообразен, интересен и познавателен. Неожиданные "переходы во времени" настолько естественны, что кажутся реальностью не только в романе, но и в жизни. Несмотря на довольно скромные размеры, роман вместил в себя две страны - Россию и Италию - и несколько периодов жизни этих стран. Казалось, при таком обилии разного материала, неизбежна пестрота и сложность восприятия - однако... Однако ничего подобного при чтении не происходит, и в этом проявляется еще одно достоинство романа. Я надеюсь, что могу профессионально судить о драматургии художественного произведения, об архитектонике целого, и архитектонике отдельных частей: "Кольцо времени" по стройности драматургии напоминает фуги И.-С. Баха. В ней нет ничего лишнего, но есть все, что необходимо.
Когда входишь в мир этого романа, то погружаешься в него, и он не отпускает тебя, пока рассказ не закончится; и не хочется расставаться с Вовкой и Юрой, Стасом и Виктором; и радуешься, что добро сильнее зла, и понимаешь, что только активная позиция дает победу над злом.
Вероятно, с точки зрения литературной "попсы", роман несовременен, но в том то и дело, что современность "Кольца Времени" и ее актуальность - в свежем взгляде авторов на вечные истины. Это рассказ о том, почему человек ощущает себя человеком.
Давно известно, что в искусстве не важно о чем пишешь, а важно КАК. Остается сказать, что авторы романа "Кольцо Времени" рассказали нам хорошую и поучительную историю, и сделали это так, как и нужно делать, создавая настоящее произведение искусства.

Владимир Гусев,

[ВОЗВРАТ НА ОСНОВНУЮ СТРАНИЦУ]